Данное сочинение — третье по счету стихотворение из поэтического цикла «Одуванчики». Это стихи о картинах Микалоюса Чюрлениса — одного из моих самых любимых художников. Вернее, это некое общее, субъективное, конечно, впечатление от многих его работ, особенно, от таких как «Тишина» (1907) и «Летит черная беда» (1909).
Этот стих — далеко не первое мое обращение к творчеству Чюрлениса. Уже на протяжении многих лет его гений чудесным образом вдохновляет меня на создание этаких «сочинений по картине» в стихах, на поиск таинственного смысла его полотен и внутреннюю необходимость перевода художественных образов из визуального ряда в вербально-ритмический… Стихи о живописи Чюрлениса – это, можно сказать, одна из постоянных тем моего творчества, их написано уже немало, и постепенно я буду размещать их на сайте.
Стихотворение «Предчувствие» связано с другими стихотворениями цикла «одуванчиковой темой», представленной на картинах художника, таких как «Тишина», «Летит черная беда» и др.
Если коротко, эти произведения отражают апокалиптическое в основе своей мироощущение русской и мировой интеллигенции в начале XX века, предчувствие глобальных исторических перемен, «мирового пожара», «очистительной катастрофы мира», как некоторые из деятелей того периода его называли. В итоге «катастрофа» материализовалась в виде 1 мировой войны, а у нас к тому же — революции и гражданской войны, до которых художник не дожил. Тем не менее он удивительно тонко чувствовал и мастерски передавал в своих работах эту, можно сказать, экзистенциальную тревогу, тревогу за судьбу мира, за саму возможность дальнейшего бытия. В этом отношении картина «Тишина» особенно пронзительна. Посмотрим на нее внимательно. Эти одуванчики – как будто последние ростки жизни на Земле, настолько хрупкие и слабые, что один резкий порыв ветра может рассеять их, как некий фантом… А дальше — ничто…
Сейчас, особенно в свете текущих событий, эти картины-пророчества великого литовского художника, приобретают особую актуальность. То, о чем писал он более ста лет назад, и для нас, его потомков, не утратило своей остроты. Кажется, время только заострило грани тех проблем, что отражены в картинах Чюрлениса. Поэтому так важно «услышать» их (ведь общеизвестно, что работы художника «звучат»), услышать «тишину», чтобы уловить в ней что-то очень ценное, жизненно важное для всех нас. Это я и попыталась выразить в своем стихотворении.
Последнее семя летит в пустоту,
Чтоб не прорасти никогда.
Над миром уже набрала высоту,
Летит злая птица – Беда.
Пророки охвачены ужасом, но
Уже никому не спастись…
Сгорит старый мир, как ему суждено, —
Великий грядёт катаклизм.
Всемирный пожар обагрит небеса
И землю окрасит в кармин.
И будут лишь мертвых звучать голоса
Среди почерневших руин.
… А после, когда все закончится, вдруг
На землю падет Тишина…
Ни звука – в безлюдной пустыне вокруг,
Безмолвье на все времена.
Живое погибло. Земля сожжена.
Но где-то в далекой дали,
На грани пост ядерной яви и сна
Три хрупких цветка проросли…
Три белых, пушистых цветка… да и те
Вот-вот — и растают во мгле,
Оставив звенящей в своей пустоте
Земле только пепел и тлен…
…А мальчик играет
У самого края…
А бездна все ближе
К нему подступает
И ждет плотоядно,
Когда он сорвется.
Летит одуванчик,
И мальчик смеется…
Так и род людской слеп, увы, и беспечен:
Не видит, что движется смерти навстречу.
Он делает бомбы и строит ракеты,
Готовя, в который уж раз, конец света.
И жизнь человека никак не научит,
Подобных себе он по-прежнему мучит.
И если он все же шагнет в эту бездну,
Не будет дороги назад, если честно!
…Но три одуванчика… среди ада –
(Вот все, что осталось от райского сада),
Готовые сгинуть в любое мгновенье
От ветра малейшего дуновенья,
Они словно шепчут: «Не надо! Не надо!
Не переступайте черту невозврата!
Спасайте войной опаленные души,
Священную Тишину не нарушьте!
Ведь, может быть, в ней зарождается снова
Великое Слово, Великое Слово!
И семя найдет благодатный кусочек
Живой и способной принять его почвы…»
21.08.2021г.